Нормативные документы

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ  ДОКУМЕНТЫ

 

Конвенция о правах инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

 

Какие изменения должны произойти в социальной сфере?

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Для совершенствования государственной социальной политики Правительству РФ следует реализовать ряд мер. Так, к 2018 г. размер реальной зарплаты должен увеличиться в 1,4 — 1,5 раза, а средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна быть повышена до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе. К 2020 г. число высококвалифицированных работников должно возрасти так, чтобы оно составляло не менее трети от количества квалифицированных сотрудников.  В частности, к 2015 г. в малых городах должно появиться не менее 5 центров культурного развития, а количество госстипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов следует увеличить до 4 тыс.

 

Какие изменения должны произойти в области образования и науки?

 

Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Для совершенствования госполитики в области образования и науки, а также подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики Правительству РФ следует реализовать ряд мер. К 2020 г. не менее 5 российских университетов должны входить в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу. Что касается сферы науки, то в декабре 2012 г. следует утвердить программы фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период. К 2016 г. должна быть достигнута 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 

Развитие образования: федеральная целевая программа на 2016-2020 гг.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497

Утверждена ФЦП развития образования на 2016-2020 гг. В частности, она предусматривает ряд мер по поддержке инвалидов, а именно: в регионах создадут ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Не менее 50% вузов и организаций среднего профобразования будут добровольно использовать для итоговой аттестации выпускников единые оценочные материалы.

 

Госпрограмма «Доступная среда» .

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297

Федеральная госпрограмма «Доступная среда» продлена на период до 2020 г. В рамках госпрограммы будет продолжена работа по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Кроме того, поставлены задачи обеспечить равный доступ инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая профессиональное развитие и трудоустройство, а также повысить объективность и прозрачность деятельности учреждений медико-социальной экспертизы. К 2020 г. планируется довести долю доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры до 68,2%. Долю инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, планируется увеличить до 46,5%, а детей-инвалидов — до 57%. Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности таких инвалидов должна составить 40%.

 

Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы»

(утв. 23.05.2016 N 3467п-П8).

В целях обеспечения реализации концепции развития инклюзивного образования, а также  в целях реализации государственной политики по обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, спорта по созданию условий для полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов был утвержден перечень мероприятий по реализации.

 

Что планируется предпринять, чтобы повысить уровень занятости инвалидов?

План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 — 2020 годы

      утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 893-р

Утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 гг. Так, планируется перейти на риск-ориентированные модели контрольно-надзорной деятельности. В трудовых договорах с руководителями государственных (муниципальных) учреждений, ФГУПов хотят предусматривать обязанности обеспечивать реализацию мер по содействию занятости инвалидов. Планируется расширить участие общероссийских общественных организаций (объединений) инвалидов в уставном капитале субъектов малого и среднего бизнеса. Предлагается запретить объединять в один лот товары, работы, услуги, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов в соответствии с Законом о контрактной системе (44-ФЗ), с иными товарами, работами, услугами, по которым преимущества не предусмотрены. Хотят усовершенствовать регистры получателей услуг в сфере занятости населения, модернизировать общероссийскую базу вакансий «Работа в России». Будут утверждать ежегодные целевые прогнозные показатели по трудоустройству инвалидов в разрезе регионов. Запланированы изменения в нормативные правовые акты.  По каждому мероприятию приводятся сроки исполнения, ответственные исполнители, индикаторы (количественные или качественные) для контроля.

 

Организации, обеспечивающие социальную занятость инвалидов: функции и порядок деятельности

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июня 2017 г. N 547
«Об утверждении Примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста»

Разработано примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста. Речь идет об организациях, заключивших с региональными властями договор о создании производства (предприятия, цеха, участка, сектора, рабочих мест) для обеспечения социальной занятости инвалидов. Определены основные функции таких организаций, регламентированы требования к их деятельности. Приведены рекомендации по оборудованию рабочих мест, обеспечению доступности производственных и непроизводственных помещений. Прописаны требования к наставникам, оказывающим помощь инвалидам.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Минобрнауки России прописало общие требования к организации среднего профобразования

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464

Прописаны общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по программам среднего профобразования. Речь идет о подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Получить среднее профобразование можно как в образовательных организациях, так и вне их (самообразование). Исключена норма о том, что формы получения образования и обучения по указанным программам определяются федеральными образовательными стандартами. Закреплено, что период изучения общеобразовательных предметов в течение срока освоения программы определяется образовательной организацией самостоятельно. Учебная группа не должна быть больше 25 человек. Занятия могут проводиться с группами меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением на подгруппы. Уточнено, что это также касается практики. Сами программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Приведены требования к их содержанию. Предусмотрены различные формы и технологии реализации образовательных программ (сетевое, дистанционное, электронное обучение). Допускается модульная форма организации образовательной деятельности. Возможно сочетание различных форм получения образования и обучения. Допустимо обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное).

Прописаны особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы специальные условия для получения образования (специальные образовательные программы, методы обучения, учебники, техсредства, предоставление услуг ассистента, сурдопереводчика и др.).

 
Как обеспечить доступность объектов и услуг в сфере образования для инвалидов?

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи

утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309

Определен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Речь также идет об оказании необходимой помощи. Так, предусматривается обучение и инструктирование специалистов, работающих с инвалидами. Принимаются меры по обеспечению беспрепятственного передвижения по объектам, по сопровождению, по надлежащему размещению носителей информации. Урегулированы вопросы оформления паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг. Закреплены положения об оценке соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов.

План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2015 г. № 1399

Утвержден План мероприятий («дорожная карта») Минобрнауки России по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.  Планируется увеличение доли доступных для инвалидов объектов в их общем количестве с 10% в 2015 г. до 15% в 2020 г. и 20% в 2030 г.

Разъяснения
по вопросам исполнения приказов Минобрнауки РФ

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07
«Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»

Организациям, подведомственным Минобрнауки России необходимо: определить ответственных за организацию данной работы должностных лиц (в должности не ниже заместителя руководителя организации). Организовать в срок до 1 апреля 2016 г. инструктирование специалистов, работающих с инвалидами, или которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации . С учётом изложенного несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов.

При самообследовании профессиональной образовательной организации и вуза учитываются показатели, касающиеся обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № 136

Законом об образовании предусмотрено самообследование образовательных организаций. Оно проводится по установленным показателям деятельности. Скорректированы такие показатели для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования.  Отдельные изменения касаются финансово-экономической деятельности. Уточнено, что учитывается отношение среднего заработка педагогического работника к соответствующей среднемесячной начисленной зарплате наемных работников в организациях, у ИП и физлиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в регионе. Предусмотрены показатели, касающиеся обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Перечень профессий и специальностей в сфере среднего профобразования

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 октября 2013 г. №1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»

Утвержден перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Он призван заменить прежние перечень профессий начального профобразования и перечень специальностей среднего профобразования. Дело в том, что согласно новому Закону об образовании начальное профобразование не выделяется в самостоятельный уровень. Вместо этого в среднее профобразование введены 2 программы: подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В новом перечне помимо наименований и кодов профессий (их укрупненных групп) приведены соответствующие им квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена. Образовательные организации среднего профобразования вправе применять прежние перечни до завершения обучения лиц, ранее принятых на учебу по указанным в них профессиям и специальностям. 

Минтруд России рекомендует…

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»

Составлен перечень видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Определены профессии и должности для указанных лиц. Перечни носят рекомендательный характер. Они помогут правильно подобрать для инвалидов виды деятельности, рационально трудоустроить их, координировать работу служб занятости, учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Например, инвалидам с нарушением слуха показан умственный и физический труд, с любым распорядком работы (определенный или свободный), любого уровня квалификации. Могут работать в сфере ЖКХ, на крупных и мелких промышленных предприятиях, в художественных промыслах, в лесном и сельском хозяйстве, в строительстве. Для инвалидов с нарушением зрения предусматривается умственный, легкий физический труд. Сферы деятельности — обслуживание, торговля, строительство, сельское и лесное хозяйство. Могут работать на мелких промышленных предприятиях. При трудоустройстве инвалида необходимо учитывать вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, влияющие на здоровье, нарушение функций организма, характер патологии. Во внимание принимаются имеющиеся профессиональные навыки. Необходимо учитывать индивидуальную потребность в специальной адаптации рабочего места.

Среднее профобразование: реализация программ по каким профессиям/специальностям требует личного присутствия обучающегося?

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22

Перечислены профессии и специальности среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Порядок поступления в колледжи и техникумы

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36( в редакции от 26.01.2016 г.)

 

Более подробно прописаны особенности приема отдельных категорий граждан. Так, при необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья дополнительно предоставляют документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

 Государственная итоговая аттестация выпускников техникумов

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования

утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968

Определен порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников учреждений среднего профобразования. Регламентирован порядок проведения аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Прописаны правила подачи и рассмотрения апелляций.

Индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида: новая форма, порядок разработки и реализации

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. N 486н
«Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Пересмотрен порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. В частности, уточнено, что программа разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»). Период проведения реабилитационного или абилитационного мероприятия не должен превышать срока действия программы. Программа ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации разрабатывается с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка. Предусмотрены случаи составления новой программы без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу. Напр., если изменились антропометрические данные инвалида или необходимо уточнить характеристики ранее рекомендованных видов реабилитационных (абилитационных) мероприятий. В этом случае новая программа выдается по заявлению инвалида (его законного представителя). Кроме того, новая программа оформляется без направления на медико-социальную экспертизу и дополнительного освидетельствования, если изменились персональные данные инвалида, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка и т.п.). Выписка из программы направляется в том числе в администрацию исправительного учреждения, в котором инвалид отбывает наказание. Так, а программах  дополнительно указываются реабилитационные (абилитационные) потенциал и прогноз, основная профессия (специальность), стаж работы и квалификация инвалида (его законного представителя).

 

Оказание техпомощи инвалидам: профстандарт специалиста

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2017 г. № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»

Утвержден профстандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья». В нем определены трудовые функции, закреплены требования к уровню образования, опыту работы, знаниям и умениям. Напомним, профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, подготовке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Их также используют при разработке профессиональных образовательных программ.Педагог-психолог (психолог в сфере образования): профессиональный стандарт

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н

Утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях — разработчиках. К обобщенным трудовым функциям относятся психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. Сюда же входит оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.01.2017.